ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И НАУЧНАЯ ОБЪЕКТИВНОСТЬ

Зубковская А.А.

Аннотация

Статья подготовлена в рамках дискуссии на круглом столе по проблеме использования искусственного интеллекта в научной деятельности 18 января 2024 года в Институте научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН. В настоящей работе осуществляется постановка проблемы научной объективности в контексте эпистемологии добродетелей. Объективность рассматривается в связи с понятием субъекта и некоторыми его философскими интерпретациями. В рамках эпистемологии добродетелей научная объективность истолковывается как практикуемая субъектом познания добродетель, исходящая от субъекта и налагающая на него моральную ответственность за научную деятельность. В такой перспективе объективность обладает чертами праксиса, поэтому не может практиковаться искусственным интеллектом, который не принимает на себя моральную ответственность за результаты своей деятельности. В связи с этим природа ИИ интерпретируется не как «расширенное сознание», а как инструмент, появившийся в результате эволюции человеческой культуры. В заключении приведены рассуждения о том, что для трактовки понятия объективности необходим субъект, обладающий телесностью и принимающий на себя этические обязательства за свои действия, поэтому требования научной объективности для искусственного интеллекта являются бессмысленными, а сам ИИ не может стать полноправным актором научно-исследовательского процесса, однако является полезным инструментом для улучшения его эффективности.

Ключевые слова

искусственный интеллект; субъект; объективность; добродетели; эпистемология; эволюционизм.

DOI: 10.31249/scis/2024.02.03

Скачать текст статьи