CHATGPT И ДРУГИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ПОМОЩНИКИ СОВРЕМЕННОГО УЧЕНОГО

Сущин М.А.

Аннотация

В статье обсуждаются основные возможности использования современными исследователями, преподавателями и учащимися недавно возникших больших языковых моделей вроде ChatGPT. И, хотя возможности такого рода систем являются интригующими, в принципиальном отношении большие языковые модели представляют собой всего лишь особого рода интеллектуальные орудия. Соответственно, в первой части работы автор исследует общий вопрос об отношении когнитивных артефактов к человеческому познанию. Рассмотрев популярную в настоящее время гипотезу расширенного познания Кларка и Чалмерса, автор приходит к заключению о ее неоднозначности. Вместо этого интеллектуальные артефакты предлагается рассматривать как часть «социокультурных лесов» человеческого познания. С этих позиций автор обсуждает конкретные способы использования больших языковых моделей для перевода научных работ на иностранные языки, их применение в решении технических вопросов и образовании. Автор отталкивается от того, что осознанное добропорядочное использование больших языковых моделей отвечает интересам самих пользователей.

Ключевые слова

ChatGPT, большие языковые модели; поддержанное средой познание; расширенное познание; когнитивные науки.

DOI: 10.31249/scis/2024.02.01

Скачать текст статьи