Статья посвящена анализу культуры диалога в цифровую эпоху и влиянию языковых моделей типа ChatGPT на образовательный процесс. Описывается сущность античного диалога как цель и способ совместного поиска истины. Сравниваются модели коммуникации «человек – человек» и «человек – искусственный агент». Устанавливается, что основная цель ChatGPT – генерировать правдоподобно звучащие ответы, а не искать объективную истину или заниматься подлинным диалектическим исследованием. На примере беседы с чат-ботом показаны ограничения в генерировании квазифилософских текстов. Тем не менее указывается педагогический потенциал ChatGPT в качестве инструмента формирования диалектического и критического мышления. Рассматриваются сократические методы для обучения людей и машин (диалектика, майевтика, определение, elenchus и др). Описываются два режима работы ChatGPT – режим «пленника» (пещера Платона) и «механического оракула» (искусственного Сократа).
искусственный интеллект (ИИ); большие языковые модели; ChatGPT; философия; образование; диалог; диалектика; метод Сократа.