ОСВОЕНИЕ АРКТИКИ: ПРОРЫВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Задорожнюк И.Е., Задорожнюк Э.Г.

Аннотация

Рассматриваются исторические контуры научного освоения Арктики как интернационального проекта и разно-родные барьеры на пути его реализации. Отмечена роль ее заселенности как фактора оптимизации научно-образовательной инфраструктуры (НОИ) с целью обеспечить освоение богатств Севера на принципах развития новейших технологий и природосбережения, а также круглогодичную работу Северного морского пути. Подчеркивается, что эта задача имеет глобальное измерение, особенно в условиях потепления и дефицита энергоресурсов, а также что от состояния «кухни погоды» в Арктике зависит решение и продовольственной проблемы в масштабах всего мира. Отмечено, что осуществлению этих целей препятствует политическая обстановка, обострение которой пришлось на годы председательства РФ в Арктическом совете (АС). При этом арктические ученые преодолевают возникающие барьеры, модифицируя способы своей коммуникации. Освещены параметры активности АС и роль научно-образовательных центров (НОЦ) мирового уровня в сбалансированном освоении Арктики.

Ключевые слова

арктическая наука; научно-образовательная инфраструктура (НОИ); цифровизация; природосбережение; Арк-тический совет (АС); сетевое взаимодействие; Университет Арктики; научно-образовательные центры (НОЦ).

DOI: 10.31249/scis/2022.03.07

Скачать текст статьи