В период пандемии COVID-19 демократизация науки стала особенно актуальной, поскольку сотни тысяч исследователей и экспертов во всем мире в условиях неопределенности работали над разными аспектами болезни и методами лечения, и ускорение научных открытий и их распространение стало жизнен-но необходимым. Один из примеров демократизации науки в период пандемии COVID-19 – предоставление открытого доступа к научным данным и публикациям, что имело как позитивные, так и негативные стороны. Пандемии сопутствовал феномен постправды: в формировании общественного мнения и принятии решений эмоции, личные убеждения и мнения становятся более влиятельными, чем факты и доказательства. Продемонстрировано, что данный феномен имеет серьезные последствия для общества: он при-водит к распространению дезинформации, подрывающей общественное доверие к институтам и науке. Пандемия усугубила кризис экспертного знания, являющийся результатом не только проблемы участия широкой общественности в продуцировании и распространении знаний, но и неизбежной политизации экспертных знаний. Сама концепция истины оказалась встроенной в социальный, исторический и политический контексты, свидетельствуя о том, что не существует нейтральной точки зрения, с которой можно было бы оценивать притязания на знание. В результате научная экспертиза становится не объективным источником власти, а еще одной формой власти.
пандемия COVID-19; демократизация науки; биополитика; кризис научного знания; постправда; протнаука; партисипативность.