Развитие и функционирование современных техники и технологий больше не рассматриваются как дело узких специалистов. Это результат принятия решений многими социальными субъектами – от правительств до частных инвесторов, от ученых и инженеров, участвующих в разработке новых технологических объектов, до простых пользователей, применяющих их дома, в офисе или на предприятии. Поэтому в центре внимания современных исследований техники находятся не техника и технологии сами по себе, а процесс их взаимодействия с обществом. В настоящее время безопасность и устойчивость работы техногенных объектов стали одними из базовых, стратегических проблем человечества, что требует учета социальных факторов при их проектировании и создании. Механизмом такого учета может служить социальная оценка техники и технологий (Technology Assessment), однако в силу отсутствия у нас такого рода институтов ее стоит имплементировать в систему высшего образования. Статья посвящена обзору имеющегося российского и мирового опыта и обоснованию необходимости включения программ по социальной оценке техники и технологий в программы высшего образования.
социальная оценка техники; высшее образование; социальные факторы технологий; влияние технологий на общество; исследования техники и технологий.