УЧЕНЫЕ В НАУЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СВЯЗИ И КОЛЛАБОРАЦИИ

Гримов О.А.

Аннотация

Цель исследования – выявить потенциал научных социальных сетей в контексте практик развития и поддержания профессиональных связей и коллабораций ученых. В статье приводятся данные проведенного автором эмпирического исследования (опрос ученых – пользователей научных социальных сетей, N=200). На основе полученных данных анализируются устойчивые социально-коммуникативные практики пользователей научных социальных сетей по построению социальных связей, целевые ориентации пользователей, рассматриваются создаваемые и поддерживаемые ими в научных социальных сетях академические связи и коллаборации, а также их значимость, устойчивость и итоговый результат. Изучается опыт успешных академических коллабораций пользователей научных социальных сетей. На основепроведенного факторного анализа осуществлена авторская типология ученых в научных социальных сетях – по критерию ценностных ориентаций и преобладающих форм сетевой активности. Научная новизна исследования заключается в классификации пользовательских стратегий ученых в научных социальных сетях и социально-философской генерализации результатов изучения социально-коммуникативных практик пользователей научных социальных сетей, особенно их деятельности по построению академических связей и коллабораций. Изучено фактическое содержание и значение развиваемых и поддерживаемых в научных социальных сетях академических связей. Результатом проведенной работы является вывод, согласно которому, несмотря на значительный формально заявляемый потенциал научных социальных сетей в формировании и поддержании социальных и коммуникативных связей, реальное значение основанных на их применении академических связей невелико, а сама активность пользователей сводится к номинальному участию в коммуникативных практиках, а также размещению и потреблению научного контента.

Ключевые слова

научные социальные сети; научный контент; академические коллаборации; социальные связи; нетворкинг; коммуникативные практики; сообщество.

DOI: 10.31249/scis/2022.01.07

Скачать текст статьи